Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Фразу: «Наши дети мало читают» - можно услышать из уст обывателей слишком часто. А дополнить её мыслью: «Что-то они читают, но книг не читают совсем, имея в виду книги с литературными произведениями». Читают в лучшем случае учебники, современные журналы, а в худшем переписку на интернет порталах или в социальных сетях. Преобладают современные способы получения информации – аудиовизуальные. «Минимальные усилия для максимального результата» - вот формула деятельности, навязанная современным детям самим обществом, да и что греха таить, измотанными на работе и в быту родителями. Детская литература открывает «окно» в мир, но без помощи взрослого его не откроешь. Малышу читали книжки, но как только он научился читать сам, родители перестают это делать. Звучат отговорки типа: «Пусть читает сам – это его обязанность», или: «Мне некогда ерундой заниматься». Овладение навыками продуктивного чтения – процесс трудоёмкий и длительный, требующий серьёзных усилий. Надо быть рядом с юным читателем, как можно чаще, объяснять непонятное, обсуждать, рассуждать, делиться впечатлениями, где-то проявить чувства, выразить своё отношение. Только в школе и только на уроках невозможно приучить к чтению детской литературы. Можно заинтересовать, познакомить, рекомендовать интересные для чтения книги. Но и здесь вырастает стена отчуждения в виде «Хрестоматии по чтению для начальной школы», заботливо подаренной всем выпускникам детского сада. Это замечательно, да вот только лишний раз в библиотеку за книгами любого заданного автора никто не бежит. На дни рождения и другие праздники детям книг дарить не стали. Хорошая привычка давать друг другу книги «на некоторое время почитать» ушла в прошлое. Вот и приносят дети на внеклассное чтение одинаковые хрестоматии, где одно-два произведения данного писателя. Знакомство с разнообразием изданий, произведений и иллюстраций усложняется, выставку прочитанных книг и тех, с которыми желательно познакомиться, трудно устроить, выручает личная и школьная библиотека. Стремления к наличию и чтению книг слишком мало. Книги вышли из моды. А жаль! Надо исправлять ситуацию не пустой констатацией факта, а конкретным делом. Этап первый – возникновение идеи, постановка цели и задач проективной деятельности. В январе 2011 года в газете «Борисоглебский вестник» была опубликована статья, в которой говорилось о предстоящем юбилее – 80-летии детского писателя, нашего земляка Ю.Ф. Третьякова. Я читала его книги в детстве, а больше никогда и нигде не встречала его имя. Лишь изредка, раз в пять лет в местной газете, в связи с очередным юбилеем упоминалось о нём. Кстати, в детстве я и не подозревала, что автор, будучи уже в зрелом возрасте вернулся в родной город и живёт где-то рядом, ходит по тем же улицам. Несправедливо, конечно то, что ни в одной программе по литературе нет рекомендаций для чтения произведений Ю.Ф. Третьякова. Познакомить с чудесными произведениями для детей писателя-земляка, вернуть забытое имя – вот цель моей проективной работы. Этап второй – мониторинг ситуации. Начала с небольшой анкеты, состоящей из двух вопросов. (1.Какие произведения Юрия Фёдоровича Третьякова ты читал(а)? 2.Что знаешь об этом писателе?). Выяснилось, что в середине января ни один из моих второклашек и почти все родители, (кроме одного папы и одного дедушки) признались, что не только не читали его произведения, но и не слышали о нём. Позабытый автор, давно не переиздавался. Даже многие из тех моих знакомых, что зачитывались его книгами в детстве и растили собственных детей по ним, не предполагали, что он наш земляк! «К своему стыду» - говорили они. Этап третий – поиск книг и информации об авторе. Дала краткую информацию об авторе и его произведениях. Теперь мои дети (из класса) и их родители стали навёрстывать упущенное. Книги достать трудно. Родители стали скачивать из интернета и распечатывать разные его рассказы. Прочитав, приносили в школу и менялись между собой. Самые активные подсуетились и обошли ещё три библиотеки, добыли ещё 5 книг. Они как горячие пирожки ходили по рукам. Этап четвёртый – работа в школе по ознакомлению с произведениями автора. Сначала я читала вслух на классном часе то, что взяла в школьной библиотеке (один из двух экземпляров). Потом, в конце уроков чтения по 5-7 минут в течение недели ребята читали самые интересные отрывки из понравившихся рассказов. Этап пятый – выполнение творческих заданий. Ученики делали рисунки и писали отзывы о прочитанных произведениях, делились впечатлениями. Этап шестой – подготовка к встрече в литературной гостиной. В школьной библиотеке полным ходом шла подготовка к юбилею писателя. Отбирался материал для рассказа о биографии и творчестве Ю. Ф. Третьякова. Пятиклассники репетировали и готовились к инсценировке, а мои второклашки разучили стихи, подготовили стенд с отзывами и выставку рисунков. Этап седьмой – встреча с автором и редактором книг о творчестве Ю. Ф. Третьякова. 11 марта за 7 дней до самого юбилея, вечером, чтоб родителям было удобно присутствовать, у нас состоялся настоящий праздник: «Встреча в литературной гостиной», которая была подготовлена совместно с нашим школьным библиотекарем. Мы ближе познакомились с биографией и особенностями характера произведений писателя. Пятиклассники разыграли сценку по одному из его рассказов, второклассники читали стихи созвучные настроению его произведений. А в заключении состоялась встреча с человеком, который является автором и ответственным редактором многих сборников научно-краеведческих изданий, в которых есть информация о Ю.Ф. Третьякове – это кандидат педагогических наук, доцент, председатель Борисоглебского отделения Общероссийского Союза писателей «Воинское содружество» Голованов Виктор Михайлович. Нам была представлена новая брошюра Борисоглебского историко-художественного музея «Рыцарь Берёзовой улицы» о творчестве Ю.Ф. Третьякова, предназначенная для широкого круга читателей. Виктор Михайлович рассказал о себе, своей исследовательской деятельности. Дети и родители имели возможность задать интересующие их вопросы. Встреча была интересной. Этап восьмой – участие в городском празднике «Юбилей писателя – праздник для читателя». Во время школьных весенних каникул в городской детской библиотеке проходил праздник «Юбилей писателя – праздник для читателя», на нём чествовали моих учеников, участников конкурса рисунков-иллюстраций к произведениям Ю.Ф.Третьякова. Ребята получили дипломы, их работы демонстрировались на городской выставке. Этап девятый – подведение итогов. Теперь в моём классе 100% детей и абсолютное большинство родителей читали произведения детского писателя Ю.Ф.Третьякова, и в этом есть моя заслуга. В мае, когда мой класс был на выставке старинных книг и Борисоглебских пейзажей в историко-художественном музее, нам показали небольшую экспозицию, посвящённую Ю.Ф.Третьякову. У ребят загорелись глаза, и они сами рассказывали о прочитанных ими книгах, экскурсовод с удовольствием отметила, что такой класс ей встретился впервые. Этап девятый – рефлексия. Анкетирование с теми же вопросами, да ещё добавила один (3.Что бы ты посоветовал(а) ребятам, которые ещё не читали книги Ю.Ф.Третьякова? Почему?) В ответах, кроме ожидаемого « узнал много нового, интересного», «честность и доброта побеждают скупость и хитрость» встречалось «было интересно читать вместе с мамой или папой» или «мой дедушка родом из тех мест, всё как в его детстве». Ждём с нетерпеньем новых переизданий его книг. Хотелось ещё, что бы составители школьных программ по литературному чтению включили и произведения этого автора. А это мои стихи. Сохраняя детское в себе. (Детскому писателю Ю.Ф. Третьякову посвящается) Что известно о его судьбе? Скупость строк страниц воспоминаний. Сохраняя детское в себе Через время он беседовать рад с нами.
Мир детей, мальчишеский запал, В нём остались навсегда, как видно, В мире взрослых он чуть-чуть пропал, Даже став писателем солидным.
Нам оставил в дар свою мечту О счастливом и прекрасном детстве, Мысли, чувства, речи красоту, В книгах всё – лишь стоит приглядеться! Призыв Читайте, дети, больше книг! Весёлых, познавательных и мудрых. Они вас не оставят ни на миг, И путь укажут на дорогах трудных! Научат жить по совести и чести, Сочувствовать, переживать, страдать, Быть искренним без зависти и лести, Семью, друзей и Родину не предавать!
Литература. 1.И. Милославский, проф. МГУ «Креативный или творческий?», статья в газете «Известия» 27.04 09г.2.В.М. Голованов «Борисоглебск в биографиях его знатных земляков» Борисоглебск-2006г. Литературно-краеведческое издание.3. А.В. Аксенов. «Рыцарь Берёзовой улицы», сборник публикаций о Ю.Ф. Третьякове. Борисоглебск-2011г. Научно-краеведческое издание. | |
Просмотров: 519 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |