Суббота, 18.05.2024, 11:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

МБОУ БГО Борисоглебская СОШ №4

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование технологий музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта отражено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования состоит в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Она должна реализовываться в совместной педагогической работе образовательного учреждения и семьи с различными социальными партнерами школы.

Музеи – один из самых значимых социальных партнеров школы, источник информации и научного знания. Их разнообразие, огромный развивающий и воспитательный потенциал – хорошая основа для совместного планирования работы, по достижению цели и решения задач, поставленных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в соответствии с ФГОС.

Взаимодействие музеев, с образовательным учреждением обеспечивает полноценную и последовательную идентификацию обучающихся с семьёй, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации.

Процесс воспитания ориентирован на достижение идеала, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях. «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания направлены на обеспечение готовности и способности к нравственному самосовершенствованию, способности к самостоятельным поступкам на основе морального выбора в личностной сфере, на духовную, культурную и социальную преемственность поколений в сфере общественных отношений.

В едином образовательном процессе задачи гражданско-патриотического и историко-краеведческого воспитания, занимают особое место. Их решение предполагает осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни города, села, района, области, края, республики через семью, родственников друзей, природную среду и социальное окружение. При этом наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Организация педагогического процесса усвоения и принятия базовых национальных ценностей в системе фундаментальных социальных понятий, невозможна без применения традиционных и современных технологий.

Использование технологий музейной педагогики направлено на создание условий для выработки у учащихся позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.

В своей работе использую разработанную мною программу «Духовность и культура», которая носит интегративный характер и направлена на приобщение детей к духовно-нравственным и культурным традициям Отечества, изучение основ православной культуры. Для решения задач и достижения поставленной в программе цели организую воспитательный процесс в системе «школа – семья – социум».

Активно применяю на практике технологии музейной педагогики. Музей органично вписывается в систему проводимых мероприятий, он стал местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов. Задачи посещения музея:

- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;

- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;

- формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;

- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;

- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.

Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее:

- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;

- учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;

- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;

- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;

- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

            Избегая обзорных экскурсий, основываясь на возрастных интересах, решая конкретную учебную, воспитательную, развивающую цель, мы являемся частыми посетителями Борисоглебского историко-художественного музея.

            При первом посещении ребята познакомились с природой нашего края. Рассказ о представителях флоры и фауны заинтересовал всех, поразил возможностью увидеть в объёме и в натуральную величину, максимально приближенных к естественным условиям объектов родной природы.

            Об истории древних народов, когда-то населявших территорию нашего края, говорят экспонаты зала археологии и средних веков, рассматривая которые школьники не только знакомятся с образом жизни, бытом, обычаями наших предков, но и узнают о профессии археолога.

            Отдельная экскурсия посвящена основанию и развитию нашего города. Интересные факты и сохранившиеся предметы помогают образно представить жизнь наших предков, развитие хозяйства, промышленности и экономики за последние столетия.

            Посетив уникальную выставку старинного оружия, учащиеся познакомились с различными видами и историей боевого оружия разных времен и народов.

            Зал декабристов будет посещен ещё не раз, по мере взросления информация усложнится. А пока прошло краткое знакомство с экспонатами этого зала.

            Неоднократно приходили мы в историко-художественный музей на различные выставки:

            вышитых бисером икон «Да святится имя твое»;

            старинных книг и фотографий «Духовная жизнь города»;

            городских пейзажей художников Борисоглебска;

            декоративно-прикладных творческих детских работ.

Незабываемое впечатление произвела на ребят приуроченная ко Дню Победы литературно-музыкальная композиция «По дорогам войны». Встреча с ветераном труда, тружениками тыла, оставила неизгладимый след в душах детей.

            Кроме посещения залов музея и тематических выставок, мы не раз бывали на выездных экскурсиях:

  • знакомились с природой нашего края, побывав на аллее Корнаковского;
  • посетили святые места нашего города: храмы (Храм Бориса и Глеба и Знаменскую церковь), часовни «Вечная память» и «Матрюшкин буерак»;
  •  мемориалы погибшим в годы гражданской войны и Великой Отечественной войны, памятники выдающимся землякам;
  • познакомились с архитектурой города, улицами и историческими зданиями, информацией на мемориальных досках.

Решению задач гражданско-патриотического воспитания способствует посещение музея Воинской славы в военном училище. Знакомство с героическим прошлым, выпускников училища, с боевой техникой и оружием, пробуждает чувство гордости и восхищения их подвигами.

На станции юных туристов есть этнографический музей. Мы побывали и здесь. Этот музей необычен тем, что вопреки всем правилам экспонаты можно взять в руки. Такая интерактивность и комплексность восприятия чрезвычайно важна в этом возрасте. Знакомство с предметами труда и быта недавнего прошлого дало возможность представить себя на месте прабабушки или прадедушки в то время, когда они трудились, отдыхали или занимались учебой. Произошло прикосновение к культуре и традициям нашего народа. В соседнем зале мы любовались выставкой старинных открыток и фотографий.

В драматическом театре на неделе «Театр – детям и юношеству» мы не только смотрим спектакли, но и знакомимся с выставкой костюмов, бутафории и декораций, организованной в фойе. Побывав в музее театра, мы познакомились с его историей.

Итогом посещения музеев и организованных совместно выездных экскурсий были самостоятельные творческие работы учащихся: рисунки, сочинения- отзывы на тему увиденного, изготовление поделок, составление собственной выставки в классе «Старинные вещи из сундука».

Полученные знания и активная жизненная позиция является хорошим мотивом и стимулом для участия в творческих конкурсах областного и всероссийского уровня. Четыре человека стали участниками Всероссийского конкурса художественного творчества «Космос – глазами молодёжи», посвященного 50-летию полёта в космос Ю. А. Гагарина. Мы были приглашены в Воронеж на встречу с героями космоса, где получили сертификаты участников и благодарственное письмо. Весь класс (100%) принял участие в десятом областном краеведческом конкурсе среди школьников и студентов «Край Воронежский Православный» в номинациях:

- «Православные святыни Воронежского края в рисунках» - 26 человек;

- «Православные святыни Воронежского края в фотографиях» – 2 человека;

- исследовательское сочинение «Пусть зазвонят опять колокола» - 1 человек.

Большую помощь в данной работе оказывают родители. Они не только помогают каждый раз добраться до музея, но и помогают в оформлении творческих работ по итогам посещений, выступают инициаторами многих экскурсий.

Ещё мы планируем посетить Хоперский заповедник, картинную галерею им. П. И. Шолохова, музей-усадьбу С. В. Рахманинова и всевозможные выставки в историко-художественном музее. Хочется выразить благодарность всем сотрудникам музея не только за организацию экскурсий, но и за выпуск специализированной краеведческой литературы в виде брошюр, художественных фотоальбомов, открыток.

Таким образом, использование технологий музейной педагогики, посещение постоянно обновляющихся экспозиций, декоративно-прикладных и тематических выставок, мероприятий, приуроченных к событиям в духовной и культурной жизни нашего народа, организация литературно-музыкальных композиций, встреч с интересными людьми, выездных экскурсий по памятным историческим местам города – хорошая основа для достижения цели духовно-нравственного развития и воспитания.

 

Литература

  1. Данилюк А. Я.,  Кондаков А. М., Тишков В. А., «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2011г.
  2. Белянкова Н. М., Возможности музейной педагогики в организации исследовательской работы младших школьников. Ж. Начальная школа №9. 2011г.
  3. Лукашева Т. Я., Музейная педагогика – средство формирования духовных ценностей учащихся. Ж., Начальная школа № 9, 2007г.

Скобликова Т., Музейные технологии приобщения к национальной культуре. Ж. Искусство в школе, №2, 2007г

Категория: Мои статьи | Добавил: Наталья-Александровна (31.08.2014)
Просмотров: 1382 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: